Американская компания Industrial Light & Magic (ILM), занимающаяся созданием визуальных эффектов к фильмам, всегда была на передовой достижений в области компьютерной графики. Основанная в 1975 году Джорджем Лукасом для работы над первой частью фильм Звездные войны, компания сразу же заявила о себе всему миру, создав первую в мире камеру, управляемую компьютером, имя которой VistaVision.

Именно эта камера помогла воплотить видение Лукаса и подарила нам незабываемые космические баталии, создание которых раньше считалось невозможным.
Первый полностью сгенерированный компьютером эпизод в фильме. Первый 3Д персонаж. Впервые сгенерированные компьютером фотореалистичные волосы и мех. Разработка системы захвата движения iMocap. Первая полностью сгенерированая компьютером поверхность воды. И это только маленькая часть достижений ILM. Почти каждый из проектов данной студии становится новым прорывом в сфере компьютерной графики и нам повезло стать свидетелями создания новой технологии под названием StageCraft, которая, возможно, изменит мир кинематографа навсегда.

Что же такое StageCraft? Чтобы понять эту технологию полностью, нужно вернутся почти на 100 лет назад. В 1927 году на съемках фильма Метрополис впервые был применён прием, называемый Рирпроекция. С помощью проектора и экрана стало возможным совмещать в одном кадре изображения, сочетания которых в реальной жизни невозможно или неудобно для обычной съемки. Схематично это выглядит так.

Использование рирпроекции открыло совершенно новые возможности для реализации творческих замыслов киноделов. В очень упрощенном варианте, технология StageCraft — это цифровая версия рирпроекции. Вместо проектора и экрана используются огромные LED- экраны. Но не все так просто.

В 2013 году на съемках фильма Обливион очень ранняя версия StageCraft была применена, для того чтобы создать дом главных героев в облаках. На экранах отображались кадры настоящих облаков, что давало реалистичные отражения, блики и рефлексы, что очень важно для иллюзии реализма.

Однако, в 2013 году у данной технологии было большое количество ограничений. Основной проблемой была невозможность двигать камеру. Любое движение камеры сразу же выдало, что облака на самом деле не объемные, и это бы разрушило зрительское восприятие картины. Так же, несмотря на размер экранов, они были недостаточно яркими, поэтому киноделам пришлось применять свето-чувствительные цифровые камеры, жертвуя качеством изображения. Но это был только первый шаг Industrial Light & Magic.

В последующих годах технология StageCraft применялась довольно успешно во многих кино- проектах. И хотя экраны стали ярче, проблема статичной камеры так и осталась. И, скорее всего, StageCraft навсегда была бы узконаправленной и очень специфической технологией если бы не прорыв в другой индустрии развлечений.

Съемки фильма Первый человек

В 2015 году компания Epic Games выпускает игровой движок Unreal Engine 4, способный в режиме реального времени генерировать фотореалистичные изображения. Но самое главное то, что он создавал объемные сцены. В Industrial Light & Magic быстро поняли потенциал данной технологии. С помощью небольшого модуля, который подключается к камере, компьютер отслеживает её движения и двигает фон, сгенерированный с помощью Unreal Engine. Таким образом создается полная иллюзия объемного пространства, но при этом камера может свободно двигаться как угодно операторам. Наконец-то киноделы получили возможность использовать виртуальные фоны с любыми движениями камеры.

Уже в 2016 году «полноценная» версия технологии StageCraft была с огромным успехом использована на съемках фильма Книга джунглей, что позволило значительно облегчить съемочный процесс и сократить расходы на пост-продакшн.

Данный успех был многократно превзойден в 2019 году, во время съемок сериала Мандалорец. Почти все кадры с фантастических планет вселенной Звездных войн были сняты с технологией StageCraft.

Всё больше киношников начинают интересоваться данной технологией. Unreal Engine тоже не стоит на месте, с каждым годом создавая все более реалистичные изображения с все меньшим расходом ресурсов.

Но StageCraft это не просто более продвинутая версия технологии, доступной еще 100 лет назад. Это новая уникальная возможность создавать целые виртуальные миры прямо на съемочной площадке и, возможно, самое главное StageCraft намного дешевле и проще чем давно принятые хромакеи. Так что, возможно, через 10 лет мы перестанем видеть знакомый всем зеленый фон на съемочных площадках.

Читайте также
Основные принципы работы со студийным светом