В современных учебниках существуют определения десятков, если не сотен, видов, стилей и направлений в искусстве. Кубизм, импрессионизм, романтизм, классицизм, футуризм, модернизм — список просто огромный. Но, сегодня, мы остановимся на направлениях, которые доминируют в мире кино, а именно реализм и формализм. Что же такое эти два направления и с чем их едят?

Илья Репин. «Бурлаки на Волге». Пример реализма
Василий Кандинский. «Композиция VIII». Пример формализма

Попробуем объяснить это простым языком, а не словами, которые поймет только заумный кинокритик. Суть направления Реализма кроется в его названии.

Реализм — попытка отразить всё многообразие действительности как можно более натурально и адекватно (реалистично).

Если говорить о кино, то становится еще проще. Полный реализм — это документальный фильм. В нём нет актеров, декораций, сценариев и постановок. Всё показано натурально или же, можно сказать, реалистично. В абсолютно реалистичных документальных фильмах мы видим изображение действительности такой, какая она есть, без художественных искажений или допущений.

Самыми яркими примерами реализма, как не странно, являются первые попытки съемки фильмов. Это, например, работы братьев Люмьер — пионеров мирового кино. Такие фильмы, как «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» или «Выход рабочих с фабрики Люмьер», являются не только бесценной историей кинематографа, но и идеальным примером реализма. Никакой постановки, сценария, монтажа или сюжета. Абсолютное отражение действительности.

«Прибытие поезда на вокзал в Ла-Сьота». Братья Люмьер
«Выход рабочих с фабрики Люмьер». Братья Люмьер

Хорошо, с реализмом всё понятно. Но что же за зверь Формализм? На самом деле, часть определения этого направления тоже кроется в названии. А точнее, в корне слова форма. Форма, в данном контексте, ни что иное, как визуальная часть произведения. Цвет, свет, текстура, композиция. То есть «картинка».

Формализм — направление в искусстве, в котором важна только форма (визуальная часть) и простительно отсутствие логики или смысла.

Если ещё проще главное, чтобы было красиво, а почему и зачем не важно. С точки зрения кино, абсолютно формалистичный фильм — это тот, в котором нет ни сюжета, ни логики, ни смысла. А есть только набор красивых, а часто и абстрактных, кадров и композиций. На самом деле, «красивая» картинка и есть смысл формализма. Как и с реализмом, в пример можно привести фильмы, снятые на рассвете кино. «Андалузский пёс» Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали или «Метрополис» Фрица Ланга. И, хотя, в этих фильмах есть сюжет и логика, они, всё же, склоняются в формалистическую сторону.

«Андалузский пёс». Луис Буньюэль и Сальвадор Дали
«Метрополис». Фриц Ланг

Теперь, разобравшись в определениях, важно понять следующие. Как и в реальном мире, в кино не существует ничего абсолютного. Ведь любой, даже самый «правдивый», документальный фильм имеет в себе монтаж, звуковое оформление и другие художественные элементы, которые, так или иначе, искажают реальность. И, уж точно, самый абстрактный и «арт-хаусный» фильм имеет в себе хоть какую то логику и действие, иначе зрителю будет просто не интересно и не понятно. Если изобразить шкалу между реализмом и формализмом, то почти все фильмы будут где- то посредине.

На самом деле, киноделы давно поняли — нет смысла подчинятся законам только одного направления. Ведь свои сильные и слабые стороны есть как у реализма, так и у формализма. Очень интересным является пример современных блокбастеров. «Звездные войны» или «Мстители» — отличные представители смешения направлений. В них есть формалистические элементы: супергерои, полёты в космос, магия, световые мечи, волшебные камни и т.п. Но при этом действия персонажей логичны, их характеры понятны, а сюжеты прямолинейны. То есть реализм там тоже есть. Таким образом, создатели этих фильмов балансируют между вымыслом и реальностью, чтобы зритель мог «поверить».

«Звездные войны: Последние джедаи». Райан Джонсон. © Lucasfil Ltd.
«Мстители: война бесконечности». Энтони и Джо Руссо. © Marvei Studios

Довольно необычным примером смеси направлений является реклама. Настоящее ли это искусство или нет — предмет споров вот уже сто лет. Но, согласитесь, быстро и эффективно рассказать о продукте, но при этом показать красивую картинку — задача не из простых. Рекламщики часто используют такой метод: история реалистичная, но изображения формалистичные. Скорее всего, Вы часто такое видели. Яркие, насыщенные, идеально скомпонованные кадры, которые не несут сами по себе никакого смысла. Но при этом продукт понятен и его преимущества предельно ясны. Это и есть полный синтез двух противоположных направлений. И, поверьте, это очень сложно.

«Nike MercuriaiX». Саймон Фидлер. Рекламное агентство «Karla Agency»
«Old Spice. The Man You Couid Sleii Like». Том Кунтс. Рекламное агентство «Wieden+Kennedy»
«Introducing Appie Watch Series 6 – It Aiready Does That». Крэйг Гиллепси. Рекламное агентство «MJZ»

В конце хотелось бы сказать. Чтобы наслаждаться фильмом или сериалом не обязательно разбираться в направлениях искусства. Если нравится, то нравится. Но, чтобы понимать, что вам показывают на экране и почему именно это, очень важно иметь набор хотя бы базовых знаний в данной теме. Потому, что это язык, на котором говорят ваши любимые кино-мастера, и вы сможете понимать их замыслы яснее и точнее.

Читайте также
Творческий кризис или как заставить себя снимать?